Фандрайзинг: что это такое простыми словами, виды, методы | MIXPLAT.ru

Фандрайзинг: что это такое простыми словами, виды, методы

Блог Фандрайзинг: что это такое простыми словами, виды, методы
Фандрайзинг: что это такое простыми словами, виды, методы

Некоммерческие организации не получают прибыли от своей деятельности. Поэтому инициаторам проекта нужна дополнительная помощь от людей для выполнения социально—значимых задач. В этом помогает фандрайзинг — процесс привлечения средств.

Эта статья поможет разобраться, что представляет собой фандрайзинг, кто участвует в процессе сбора средств, где и в каких случаях эффективнее всего привлекать доноров. Также вы найдёте полезную информацию о том, как выстроить фандрайзинговые процессы вашей организации и поставить привлечение пожертвований на поток.

Что такое фандрайзинг

Фандрайзинг — это практика, которая объединяет людей и отдельные сообщества для материальной поддержки социально—значимых инициатив. Она представляет собой процесс приёма пожертвований для финансирования конкретных проектов, мероприятий или кампаний.

Чаще всего такой поддержкой пользуются некоммерческие организации (НКО), благотворительные фонды и инновационные стартапы, которые могут принести пользу обществу.

Процесс состоит из составления офферов с обращением к физическим и юридическим лицам по различным каналам связи. В них содержится информация о цели финансирования и о способе достижения поставленного плана.

Основной замысел — закрыть финансовые потребности НКО благодаря донорам. Так называют людей, которые безвозмездно жертвуют деньги на значимые инициативы. Также в фандрайзинговых кампаниях участвуют спонсоры — это могут быть физические лица или организации, которые, в свою очередь, за счёт участия в фандрайзинговой кампании повышают свои репутацию и имидж.

Где используют фандрайзинг

Сбор средств на благотворительные цели

Сбор средств на благотворительные цели — это повсеместная практика, которая относится ко всем слоям общества и играет важную роль в поддержке инициатив, проектов и социальных групп. Чаще всего инициаторами фандрайзинговых кампаний становятся:

  • Некоммерческий сектор

Фандрайзинг помогает НКО финансировать программы и поддерживать уязвимые группы граждан. Деньги собираются на уставную деятельность благотворительного фонда или в адрес конкретного подопечного. Глобально это позволяет решать социально—значимые проблемы: бедность, загрязнение окружающей среды, проблемы системы образования и другие.

  • Образовательные учреждения

Школы, колледжи и университеты устраняют финансовые пробелы за счет привлечения денег в развитие собственных технологий и исследовательских центров, функционирующих на базе учреждения. Также фандрайзинг может использоваться для поддержки малообеспеченных учащихся.

  • Предприниматели

Предприниматели и стартапы используют фандрайзинг для привлечения капитала, необходимого для развития и расширения бизнеса. Финансирование поступает из традиционных каналов — это может быть венчурный капитал или вложения бизнес—ангелов.

  • Учреждения системы здравоохранения

Благодаря фандрайзингу, медицинские учреждения могут проводить исследования, улучшать качество ухода за пациентами и развивать больничную инфраструктуру. Больницы и научно—исследовательские учреждения проводят кампании для покупки оборудования, проведения клинических испытаний и поиска новых методов лечения.

  • Учреждения культуры

Музеи, театры и другие учреждения культуры собирают деньги для проведения выставок, представлений и содержания объектов. Финансирование осуществляется за счет грантов, пожертвований и мероприятий, которые объединяют покровителей и сторонников. Фандрайзинг помогает сохранять художественное наследие.

Виды фандрайзинга

Фандрайзинг — важная часть денежного потока для организаций, у которых нет самоокупаемости, либо коммерческой идеи. Формы поиска пожертвований различаются между собой. Их разделяют на четыре вида:

  • Внутренний фандрайзинг — самостоятельный поиск средств силами организации или отдельным человеком. В таком случае призыв собирать средств размещают сотрудники или заинтересованные люди, они же занимаются поисками спонсоров.

    В пример можно привести благотворительную организацию, которая самостоятельно ищет способ собирать пожертвования. НКО в таком случае не будет нанимать стороннего специалиста, который занимается поиском средств профессионально — эту задачу решают волонтёры.

  • Внешний — наём профессионала в области фандрайзинга. При таком способе сторонняя организация ведет сбор донатов, используя все доступные инструменты.

  • Проектный фандрайзинг — тип привлечения пожертвований, который затрагивает не конкретного человека или НКО, а социально—значимый проект. В таком случае средства ищут для реализации конкретной цели. Такой вид фандрайзинга ещё называют адресным.

  • Оперативный фандрайзинг — это сбор средств на текущие расходы компании или НКО. Например, для покупки оборудования или для выплаты заработных плат во время кризиса. Цель оперативной фандрайзинговой кампании организации часто описывают как «на уставную деятельность».

Функции фандрайзинга

Цель фандрайзинга — собирать как можно больше средств. Рассмотрим, какие задачи решают фандрайзеры, чтобы достигнуть цели:

  • Найти сторонников, готовых жертвовать
  • Сформировать позиционирование и месседжи, которые будут попадать в ценности сторонников
  • Выстроить и постоянно улучшать отношения со сторонниками, общаться, делиться достижениями организации
  • Работать над своей репутацией, создавать позитивный фон вокруг деятельности

Организации, которые работают над этими задачами, завоёвывают таким способом лояльность как частных, так и корпоративных жертвователей. Разберёмся, кто и как может делать благотворительные взносы.

Источники фандрайзинга

Источники фандрайзинга

Для того, чтобы привлечь капитал в организацию, нужно найти людей, которые готовы спонсировать идею. Причем меценатами в фандрайзинге могут выступать как физические, так и юридические лица. Большинство из них это:

  • Частные лица и доноры. Физические лица, которые заинтересовались идеей и хотят помочь вам собирать средства. Они могут делать пожертвования на благотворительные инициативы, участвовать в краудфандинговых проектах, поддерживать местные и общественные проекты.

  • Корпорации. Бизнес может финансировать благотворительные программы, стать спонсорами мероприятий или передавать часть своей прибыли на поддержку социальных и общественных инициатив.

  • Государственные и муниципальные институты. Есть возможность получения финансовой поддержки от правительства. Государственные гранты могут быть выделены НКО безвозмездным способом.

Стать спонсором может практически любой человек или организация, у которых есть финансовая возможность и мотивация.

Каналы и методы привлечения средств

Каналы и методы фандрайзинга

Рассмотрим каналы и площадки, которые подходят, чтобы собирать средства. И здесь несколько направлений для фандрайзинга:

  • Сайт. Поиск лиц, заинтересованных инвестировать в конкретный проект, через отдельную страницу на собственном домене. Для поиска спонсоров можно разместить таргетированную рекламу в соцсетях или запустить email—рассылку со ссылкой на сайт с информацией о фандрайзинге. Чтобы облегчить задачу, используйте инструменты Миксплат: создайте страницу пожертвований через сервис в два клика и добавьте элементы, привлекающие внимание потенциального донора, например, кнопку пожертвования или виджет.

    Сайт

  • Социальные сети. Призывать поучаствовать в сборе можно через любую популярную платформу. Достаточно четко обозначить цели своего фандрайзинга и сформировать доверие к организации — в этом помогут полезные публикации в вашем сообществе. Для привлечения средств во ВКонтакте, подключите приложение «Пожертвование». Оно позволяет в один клик создать специальную форму для сбора средств и начать принимать благотворительные взносы прямо в сообществе. Для Telegram тоже есть решение — бот, который отвечает на вопросы донора и плавно подводит к совершению доната.

  • Мероприятия. Ещё один метод — проведение мероприятий (гала—концерты, благотворительные акции и аукционы). Они помогают инициаторам собирать деньги за счет продажи билетов и спонсорства. Также привлечь пожертвования можно непосредственно во время мероприятия: здесь вам поможет стикер с QR—кодом на перевод по карте или СБП или терминал Donation.

  • Телевидение и радио. Это самый дорогой, но очень эффективный метод собирать донаты. Здесь вы получите наибольший охват. Во время эфира можно транслировать короткий номер и ключевое слово для SMS—пожертвования на экране или озвучить их в радиотрансляции.

  • Листовки и буклеты. Самый дешевый метод — обратиться в типографию и кратко изложить вашу идею на листовке или буклете. Для приёма пожертвований вам и здесь будет полезен QR—код, который будет вести на соответствующую форму.

Проводите фандрайзинговые кампании в разных каналах и направлениях, чтобы дотянуться до как можно большего числа неравнодушных.

Этапы фандрайзинга

Этапы фандрайзинга

Предлагаем пошаговый план действий для организации денежных сборов:

  • Планирование и постановка целей. Для начала нужен чёткий образ ожидаемого результата фандрайзинговой кампании. Например, определите, что хотите собрать 200 тысяч рублей для запуска ателье, где шьют одежду из переработанного пластика. Заранее найдите расположение точки для аренды и рассчитайте, сколько вам потребуется ресурсов на первое время.

  • Подготовка. Теперь нужно подготовить почву для фандрайзинга. Определите целевую аудиторию, которой интересна ваша деятельность. Вернемся к нашему примеру: нужно определить предпочтения и демографические характеристики людей, которых заботят проблемы экологии. Им может быть потенциально интересна идея переработки пластика.

  • Выбор инструментов и методов. Теперь, зная целевую аудиторию, вы можете подбирать инструменты, которыми часто пользуются те, кого интересует поддержка экологии. Например, можно представить проект на конференции, посвященной защите окружающей среды или создать страницу для донатов на своём домене.

  • Взаимодействие со спонсорами. Активно ведите социальные сети и отвечайте на вопросы посетителей. Вам нужно завоевать доверие потенциальных доноров. Например, размещайте видео на YouTube как вы перерабатываете пластик и делаете из сырья одежду.

  • Оценка и корректировка. Оцените успех различных стратегий фандрайзинга, выявите проблемы и при необходимости скорректируйте подход. Своевременные оптимизации повысят эффективность кампании и её направление. Например, через месяц после запуска вы собрали статистику и поняли, что ВКонтакте приносит мало подписчиков и собирает меньше донатов, чем Telegram. Постарайтесь выявить причины невысокой активности вашей группы ВКонтакте, при этом сделав упор на ведение Telegram—канала.

  • Признание. Скажите «спасибо» всем участникам фандрайзинга лично. Можно отправить email—письма с благодарностью через Миксплат: если пользователь пожертвовал через форму на сайте и указал почту, она сохранится в CRM, и письмо отправится автоматически. Так появится больше шансов, что те же благотворители продолжат помогать вам в новых инициативах.
    Email-письма с благодарностью

Проходите через эти этапы с тщательным планированием, активным участием и стратегическими корректировками. Так вы сможете получить больше ресурсов и реализовать идею быстрее.

Принципы фандрайзинга

Что формирует основу для эффективной фандрайзинговой кампании и устойчивой поддержки:

  • Подлинность. Сохраняйте открытость и честность в отношении цели, задач фандрайзинговой кампании и того, как будут использоваться деньги. Прозрачность укрепляет доверие, а его трудно завоевать. У вас должна быть хорошая репутация для того, чтобы в проект вкладывали безвозмездно.

  • Эмпатия. Человек для вас должен оставаться, в первую очередь, личностью, а не источником денег. Важно показать жертвователям, что они частицы очень важного механизма, который держится на каждом из них.

  • Вовлечение. Обязательно в рекламной кампании используйте призыв к действию. По данным Digital Oasis, кликабельность контента с увеличивается на 370%, если в нем есть call—to—action.

  • Благодарность и признание. Выражайте благодарность спонсорам регулярно. Признавайте вклад доноров, поощряйте постоянную поддержку и участие в будущих проектах.

  • Важность. Подчёркивайте социальную значимость вашей инициативы. Фандрайзинг должен решать проблемы людей. Больше говорите о том, какие проблемы глобально могут помочь решить пожертвования, например, о технологиях, которые помогут в борьбе с тяжелыми заболеваниями.

Если будете придерживаться этих принципов, вы сможете собирать деньги на свои инициативы быстрее. Эти правила работают в комплексе и формируют надежные связи между жертвователями и инициаторами фандрайзинга.

Самое важное

  • Фандрайзинг закрывает финансовые сложности при проведении социально—значимых инициатив.
  • Собирать средства могут как НКО, так и коммерческие проекты.
  • Фандрайзинговые процессы могут быть организованы как внутри организации, так и осуществляться сторонниками вовне.
  • Донорами (они же благотворители или жертвователи) могут быть как физические, так и юридические лица.
  • Спонсоры, в отличие от доноров, вносят пожертвования для улучшения своей репутации, социального рейтинга и других имиджевых показателей.
  • Используйте разные каналы для фандрайзинга, чтобы привлечь как можно больше средств: сайт, ТВ, социальные сети. Под каждую площадку вы найдёте инструмент в системе для успешного фандрайзинга Миксплат.

Хотите принимать платежи на выгодных условиях?

Расскажите о вашей задаче, и мы предложим подходящее решение.

Как CRM помогает НКО сосредоточиться на привлечении пожертвований

Как CRM помогает НКО сосредоточиться на привлечении пожертвований

Расскажем, как выбрать и внедрить подходящую CRM-платформу для вашей некоммерческой организации. Вы узнаете, как CRM-система облегчает процесс сбора средств и улучшает взаимодействие с донорами.